Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

15 мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков, замечательный русский писатель и драматург.

Наша редакция, полная трепетного почтения к гению Булгакова, собрала для вас самые интересные и точные иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита». Здесь есть и именитые художники-иллюстраторы, и не очень известные широким массам, но не менее достойные внимания авторы. И все это великолепие приправлено бессмертными цитатами волшебного романа. Наслаждайтесь!

----------------------<cut>----------------------

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Иван Кулик / © Джейсон Мервин Хиббс

— Извините меня, пожалуйста, — заговорил подошедший с иностранным акцентом, но не коверкая слов, — что я, не будучи знаком, позволяю себе… но предмет вашей ученой беседы настолько интересен, что…

Тут он вежливо снял берет, и друзьям ничего не оставалось, как приподняться и раскланяться.

«Нет, скорее француз…» — подумал Берлиоз.

«Поляк?..» — подумал Бездомный.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Иностранный консультант, профессор черной магии

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Николай Королев / © Иван Кулик

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Алексей Державин / © В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов

Необходимо добавить, что на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а… как бы выразиться… заинтересовал, что ли.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Погоня

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Геннадий Калиновский

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Алексей Державин / © Иван Кулик

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Геннадий Калиновский

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..» Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Нехорошая квартира

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Николай Королев / © Алексей Державин

— Я, — вступил в разговор этот новый, — вообще не понимаю, как он попал в директора, — рыжий гнусавил все больше и больше, — он такой же директор, как я архиерей!

— Ты не похож на архиерея, Азазелло, — заметил кот, накладывая себе сосисек на тарелку.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

— Я это и говорю, — прогнусил рыжий и, повернувшись к Воланду, добавил почтительно: — Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Алексей Державин / © Геннадий Калиновский

— Каким отделением выдан документ? — спросил кот, всматриваясь в страницу. Ответа не последовало.

— Четыреста двенадцатым, — сам себе сказал кот, водя лапой по паспорту, который он держал кверху ногами, — ну да, конечно! Мне это отделение известно! Там кому попало выдают паспорта! А я б, например, не выдал такому, как вы! Глянул бы только раз в лицо и моментально отказал бы! — кот до того рассердился, что швырнул паспорт на пол.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

— Ваше присутствие на похоронах отменяется, — продолжал кот официальным голосом. — Потрудитесь уехать к месту жительства. — И рявкнул в дверь: — Азазелло!

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Геннадий Новожилов / © Алексей Державин

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Ночной гость Ивана Бездомного

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Виктор Ефименко / © Николай Королев

— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем… разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.

— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.

— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Тревожные желтые цветы

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Павел Оринянский / © Иван Кулик

Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу… И, вообразите, внезапно заговорила она:

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

— Нравятся ли вам мои цветы?

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Геннадий Калиновский

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Мастер и Маргарита

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Виктор Ефименко / © Николай Королев

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Иван Кулик / © В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Сеанс черной магии с разоблачением

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Павел Оринянский / © Иван Кулик

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Геннадий Калиновский

— Разве я выразил восхищение? — спросил маг у Фагота.

— Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали, — ответил тот.

— Так что же говорит этот человек?

— А он попросту соврал! — звучно, на весь театр сообщил клетчатый помощник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил:

— Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Свита Воланда

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Виктор Ефименко / © Николай Королев

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошел не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Алексей Державин / © В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно — жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой.[

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов / © Джейсон Мервин Хиббс

— Я вижу, вы немного удивлены, дражайший Степан Богданович? — осведомился Воланд у лязгающего зубами Степы, — а между тем удивляться нечему. Это моя свита.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Невидима и свободна

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Николай Королев / © Павел Оринянский

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Луна ярко заливала Николая Ивановича. Он сидел на скамейке, и по всему было видно, что он опустился на нее внезапно. Пенсне на его лице как-то перекосилось, а свой портфель он сжимал в руках.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Геннадий Калиновский

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего. Кроме того, она поняла со всей ясностью, что именно случилось то, о чем утром говорило предчувствие, и что она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Виктор Ефименко / © Николай Королев

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Великий бал у Сатаны

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Павел Оринянский / © Алексей Державин

— Где же гости? — спросила Маргарита у Коровьева.

— Будут, королева, сейчас будут. В них недостатка не будет. И, право, я предпочел бы рубить дрова, вместо того чтобы принимать их здесь на площадке.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

— Что рубить дрова, — подхватил словоохотливый кот, — я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Геннадий Калиновский

Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится… Я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить, королева.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Геннадий Новожилов / © Алексей Державин

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

— Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот, — и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Геннадий Калиновский

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

— Вызываю на дуэль! — проорал кот, пролетая над головами на качающейся люстре, и тут опять в лапах у него оказался браунинг, а примус он пристроил между ветвями люстры. Кот прицелился и, летая, как маятник, над головами пришедших, открыл по ним стрельбу.

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Николай Королев / © Иван Кулик

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

Взяли не того кота

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»

© Иван Кулик / © В. Глушенко, И. Воронин, В. Румянцев, А. Саморезов

Черный кот только заводил мученические глаза. Лишенный природой дара слова, он ни в чем не мог оправдаться. Спасением своим бедный зверь обязан в первую очередь милиции, а кроме того, своей хозяйке, почтенной старушке-вдове. Она дала самые лестные рекомендации коту, объяснила, что знает его пять лет с тех пор, как он был котенком, ручается за него, как за самое себя, доказала, что он ни в чем плохом не замечен и никогда не ездил в Москву. Как он родился в Армавире, так в нем и вырос и учился ловить мышей. Кот был развязан и возвращен владелице, хлебнув, правда, горя, узнав на практике, что такое ошибка и клевета.
   
   
   

Как разные иллюстраторы видят «Мастера и Маргариту»