Это, пожалуй, самый большой, самый интересный, но и самый сложный класс вертолетов.
Когда я говорю о модели вертолёта — то подразумеваю именно её, КЛАССИКУ :)

Вертолеты классической схемы

----------------------<cut>----------------------

Классическая схема подразумевает наличие основного ротора (ОР) и хвостового ротора (ХР). Основной ротор создает подъемную силу, хвостовой ротор не дает вращаться вертолету вокруг своей оси и позволяет пилоту поворачивать вертолет вокруг своей оси.

При этом вертолеты классической схемы так же бывают как с изменяемым общим шагом, так и неизменяемым. Конечно, все серьезные модели имеют изменяемый общий шаг, модели с неизменяемым общим шагом встречаются в основном среди небольших моделей начального уровня, таких как Blade 120 SR.

Вертолеты классической схемы

Так же все вертолеты классической схемы можно разделить на две большие группы:
— Модели с ДВС
— Электрические модели
— Модели с газотурбинным двигателем

Модели вертолётов с Двигателями Внутреннего Сгорания

Модели с ДВС появились первыми, и этому есть простое объяснение — ну не было в 70-х и 80-х годах достаточно емких источников питания, которые по размерам и весу можно было поставить на модель и она смогла бы взлететь :)

Вертолеты классической схемы

В зависимости от размера вертолета, а точнее, от объема используемого ДВС вертолеты делятся на следующие классы:
30 (тридцатый класс) объём двигателя 0,30 куб. дюйма (5,5 см³). Длина лопасти 550-570 миллиметров, полётный вес 2,5-3,5 килограмма. Пример Thunder Tiger Raptor 30 V2 PRO;

Вертолеты классической схемы

50 (пятидесятый класс) объём двигателя 0,50 куб. дюйма (8,2 см³). Длина лопасти 600-610 миллиметров, полётный вес 3,3-4 килограмма. Пример Hirobo SDX 50HPM;

Вертолеты классической схемы

60 (шестидесятый класс) объём двигателя 0,6 куб. дюйма (10 см³). Длина лопасти 690-720 миллиметров, полётный вес больше 4 килограмм. Пример Align T-Rex 600 Nitro;

Вертолеты классической схемы

90 (девяностый класс) объём двигателя 0,9 куб. дюйма (15 см³). Длина лопасти 690-720 миллиметров, полётный вес больше 4 килограмм. Пример Thunder Tiger Raptor 90 3D.

Вертолеты классической схемы

ДВС, устанавливаемые на модели, делятся в свою очередь еще по типу используемого топлива:
— Бензиновые
— Нитро

Нитро ДВС обладают большей мощностью, хорошо отработаны, но имеют один серьезный недостаток — цена топлива. В качестве топлива для нитро ДВС используется смесь нитрометана, метанола и касторового/синтетического масла. В среднем вертолет .50 класса имеет бак 0,5 галлона, этого времени хватает на полет в течении 8-10 минут. Канистра с 5-ю галлонами топлива стоит от 2000 рублей, поэтому стоимость одного вылета начинается от 200 рублей :( В общем, нифига не дешево!

Бензиновые ДВС используют более дешевый и более распространенный бензин, но при этом сами двигатели пока менее мощные, чем нитро, и при этом имеют большие массой-габаритные размеры.
Вообще, общий недостаток, а для кого-то и достоинство вертолетов на ДВС — много возни:

1. Довольно сложная предпусковая подготовка (закачать специальной помпой топливо в бак, раскрутить ДВС стартером)
2. Сложное послеполетное обслуживание (слить топливо, очистить вертолет от масла, нагара)
3. Сложности с хранением (ДВС, даже после очистки пахнет далеко не розами, хранит в квартире — не всегда получается)
4. Сложности с обкаткой и настойкой ДВС
5. Общая дороговизна дополнительного стартового оборудования
Но, как я и сказал выше — для кого то эти недостатки появляются неоспоримыми достоинствами, ибо это основной элемент хобби :) Как у заядлого курильщика — разминающего сигарету в предвкушении первой затяжки :)

Электрические вертолёты классической схемы

Электрических модели — самые разнообразные. Встречаются совершенно разных размеров, от настоящих малышей с лопастями длиной 10 сантиметров, заканчивая гигантами с лопастями 80 сантиметров.

Вертолеты классической схемы

Основные классы электрических вертолетов:
100. Длинна лопасти основного ротора 70-190мм, полетный вес модели 50-150 грамм. Пример, Blade mCPX;

Вертолеты классической схемы

250. Длинна лопасти основного ротора 200-210мм, полетный вес модели 250-350 грамм. Пример Gaui 250;

Вертолеты классической схемы

400. Длинна лопасти основного ротора 230-250мм, полетный вес модели 300-500 грамм. Пример E-Flite Blade 400;

Вертолеты классической схемы

450. Длинна лопасти основного ротора 290-350мм, полетный вес модели 800-1200 грамм. Пример Align T-Rex 450 Pro;

Вертолеты классической схемы

500. Длинна лопасти основного ротора 420-450мм, полетный вес модели 1700-2200 грамм. Пример Align T-Rex 500 ESP;

Вертолеты классической схемы

550 (соответсвует 30 классу ДВС). Длинна лопасти основного ротора 550-570мм, полетный вес модели 2500-3500 грамм. Пример Align T-Rex 550E V2;

Вертолеты классической схемы

600 (соответсвует 50 классу ДВС). Длинна лопасти основного ротора 600-620мм, полетный вес модели 3300-4000 грамм. Пример Mikado LOGO 600;

Вертолеты классической схемы

700 (соответсвует 60 классу ДВС). Длинна лопасти основного ротора 690-720мм, полетный вес модели >4000 грамм. Пример SAB GOBLIN 700;

Вертолеты классической схемы

800. Длина лопасти основного ротора 800-813мм. Полётный вес модели около 6 килограмм. Пример Mikado LOGO XXTREME.

Вертолеты классической схемы

Кстати, обратите внимание — что самые большие вертолёты — всё же электрические :)
В общем, с этими классами какая-то неразбериха. Некоторых называются и классифицируются по длине лопастей (600-ка — лопасти 600 мм), а некоторые — как бог на душу положит (450-ка — лопасти 325 мм). Если кто дополнит или подправит -буду премного благодарен ;)
По классификации — вроде всё. Ничего вроде не забыл. Следующая статья будет просвещена непосредственно конструкции вертолёта классической схемы.

Модели с газотурбинным двигателем

Да, представьте себе, такие тоже есть. И при этом последнее время начанает получать всё большее распространение и по этому — дешеветь :)
Вот что говорит про них Википедия:
В целом устройство довольно просто: поток воздуха от турбины попадает на крыльчатку винта, который в свою очередь передаёт крутящий момент на основной ротор. Но проблема заключается в том, что для правильной работы турбины, необходимо установить большое количество дорогостоящей электроники для управления подачей топлива, температурой, оборотами и дросселем. Ввиду этих фактов, турбины используют в вертолётах крайне редко и в основном в копийных моделях, для создания большей реалистичности. Вот пример установки турбины на модель-копию вертолёта Ми-24

Ну вот и всё про классификацию. Дальше себе каждый выбирает по душе и корману.
А вот так выглядит сейчас моя коллекция :)

Вертолеты классической схемы

PS. Я затеял всё это дело исключительно с одной целью — нести информацию в массы :) Знаю многих, кому эта тема интересна — но нет времени и сил в ней разбираться, или просто давят стериотипы а-ля “Взрослый дядя играет в игрушки”, “Жутко дорого”, “Чего там интересного” и т.д.. Так вот, что бы моя затея удалась — нужно сделать так — что бы как можно больше людей прочитала мои статьи — а для этого — у меня к вам просьба — комментируйте в своих твиттерах, фейсбуках и контактах :) Заранее спасибо :)

Автор: Антон Баташов
Все права на данное произведение принадлежат автору. Любая перепечатка, цитирование и иное воспроизведение допускается при наличии письменного согласия автора.