Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Железнодорожный музей в Бресте открыт 15 мая 2002 г. Общая площадь составляет 29000 м². Длина трех экспозиционных путей — 1200 м. В экспозиции музея, по состоянию на настоящий момент, находятся 49 образцов натурной железнодорожной техники. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие, что позволяет использовать их в экскурсионных поездках и киносъемках. Также имеется более ста экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории.

Много фото

----------------------<cut>----------------------

Я начну с паровозной части экспозиции, а экспонаты расставлю в хронологическом порядке, считая по году постройки того или иного паровоза.

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

1. Паровоз Эу №699-45. Построен в 1929 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Паровоз марки Э — практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире. Он выпускался с 1912 по 1957 гг., причём не только в России и Советском Союзе, но и целом ряде зарубежных стран. Во время становления Советского Союза и подъёма его экономики, этот паровоз выполнял основной объём перевозок по стране. В годы Великой Отечественной войны из них формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, которые обеспечивали военные перевозки, работая при этом в отрыве от основных депо, и тем самым сыграв значительную роль в победе Советского Союза. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

2. Паровоз Эм №727-24. Построен в 1933 г. на Харьковском паровозостроительном заводе.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

3. Паровоз Эр №743-76. Построен в 1935 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

4. Паровоз ФД20 №1237. Построен в 1936 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся в 1931-41 гг. Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.

Обратим внимание на рельсовую колею, на которой стоит паровоз. Как видно, она двойная: сочетает широкую (1524 мм) и узкую (1435 мм) колеи. Паровоз ФД стоит на широкой колее, одним рядом колес на ближнем к нам рельсе, вторым — на третьем рельсе от нас.

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Поддерживающая тележка паровоза.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

5. Паровоз ТЭ №074. Построен в 1942 г. в Германии.
Паровоз тип 52 или BR 52 был разработан в первой половине 1942 г. в качестве «военного» паровоза (нем. Kriegslokomotive). Основной задачей конструкторов было создание максимально дешевого и технологичного, и в то же время надежного и простого в обслуживании локомотива. При этом возможной длительностью эксплуатации разрешалось пренебречь: расчётный срок эксплуатации локомотива должен был составлять около 5 лет.
В общей сложности за время войны в качестве трофеев и по репарациям, в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, эксплуатировавшиеся на железных дорогах в 1940-70-х гг. Паровозы получили обозначение ТЭ, что расшифровывается как «Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии Э». Подавляющее большинство локомотивов подверглось переделке под российскую колею 1524 мм. Некоторое количество машин, не переведенных на российскую колею, использовалось в приграничных областях СССР.

Как мы видим, паровоз ТЭ стоит на других путях, имеющих ширину колеи 1435 мм. Этот паровоз работал на Белорусской железной дороге, и не подвергся переделке на широкую колею.

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тендер паровоза.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

6. Паровоз ТЭ №2596. Построен в 1943 г. в Германии.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Задняя часть топки паровоза.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Регулировочные ручки.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Датчики давления.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Окна будки.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тендер паровоза ТЭ.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Внутри тендера.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

7. Паровоз ТЭ №5806. Построен в 1943 г. в Германии.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тендер паровоза
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Это приспособление, подвешенное на борту тендера, позволяло при сходе с рельс вернуть паровоз на путь.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

8. Паровоз ТЭ №8026. Построен в 1943 г. в Германии.

Этот паровоз стоит уже на единственной, широкой колее. Значит, он подвергся переделке после войны.

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Сцепные колесные пары паровоза ТЭ.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тендер паровоза ТЭ.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тележка тендера паровоза ТЭ.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

9. Паровоз Эр №17-750-01. Построен в 1943 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Сцепные колесные пары, рабочий цилиндр, кулиса, тяги и маятник паровоза Эр.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

На этом паровозе машинист локомотивного депо Брест Федор Григорьевич Фадеев получил звание Героя Социалистического Труда.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тендер паровоза Эр.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тележка тендера.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

10. Паровоз П32 «Победа» (с 1947 г. — Л №0009). Построен в 1946 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТом под руководством выдающегося конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова и выпускавшийся в 1945-55 гг. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс.) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Колесные пары паровоза Л.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Нефтяной тендер паровоза Л.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тележка тендера.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

11. Паровоз СО 17 №3268. Построен в 1948 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

12. Паровоз Су №250-30. Построен в 1948 г. на паровозостроительном заводе «Красное Сормово».
Пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся в 1924-51 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х. Считается одним из лучших в мире паровозов.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Кулисный механизм паровоза Су. Диаметр колес парвоза Су — 185 см.

Очень просто определить, пассажирский паровоз или грузовой: у пассажирских тянущие колеса очень большие, в рост человека (для достижения больших скоростей при малой нагрузке), у грузовых же колеса небольшие.

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

В кабине машиниста.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

13. Паровоз Л №1259. Построен в 1949 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

14. Паровоз Эр №770-36. Построен в 1950 г. в Познани (Польша) на заводе им. Сталина.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Фирменный знак завода на паровом колпаке.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

15. Паровоз Эр №771-14. Построен в 1950 г. в Брно (Чехия) на заводе им. Готтвальда.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Фирменная табличка завода.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

16. Паровоз П36 №0050. Построен в 1955 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся в 1950-56 гг. Мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии Су и заметно повысив вес пассажирских поездов. Последний выпускавшийся в СССР пассажирский паровоз.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Ведущее и сцепные колесные пары.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Кабина машиниста.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Топка.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Датчики давления.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Скоростеметр.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Связь.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Манометры насосов.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тормозной манометр.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Поддерживающая тележка паровоза.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Задняя стенка тендера.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

17. Паровоз ЛВ №0202. Построен в 1956 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз, производившийся в 1952-56 гг. Один из самых совершенных советских паровозов. Последний паровоз серии (ЛВ-0522) стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Путеочиститель и автосцепка СА-3 паровоза ЛВ.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Буферные фонари и охлаждающие цилиндры.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Дверца дымовой коробки.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Будка и поддерживающая тележка паровоза ЛВ.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Шуровочная дверца топки паровоза ЛВ.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Регулировочные ручки.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Скоростеметр.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Набор манометров.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Паровозный манометр с красивой стрелкой.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Эпилог паровозной эры: «Труд паровоза велик, путь паровоза славен!»
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

18. Паровоз-танк 9П №14362. Построен в 1953 г. на Муромском паровозостроительном заводе им. Дзержинского.
Маневровый танк-паровоз (бестендерный) типа 0-3-0 выпускался в 1935-77 гг. Использовался на маневровых работах, а также на путях многих заводов и рудников.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

Тяговая часть паровоза 9П.
Брестский музей железнодорожной техники. Часть 1. Паровозы

В 2006 г. паровоз представал в совершенно другой раскраске.