Музей истории железных дорог Сахалина

Есть особая категория музеев — железнодорожной техники. Отставленные от эксплуатации вагоны и локомотивы — настоящая "живая" история железной дороги. От музеев классических такие места отличает и размещение — за редким исключением, транспортные средства представлены на площадках на открытом воздухе (а такое я очень люблю).

----------------------<cut>----------------------

Музей Сахалинской железной дороги в силу ее особого характера работы уникален — экземпляры узкоколейной техники сами по себе редкость, а здесь еще и много импортных, японских! В общем, это место я пропустить не мог :)

Частенько подобные объекты расположены довольно далеко от центра, на бывших путях какой-нибудь грузовой станции. Сахалинский же всего-то в 200 метрах от вокзала и главной площади, что не может не радовать.

Правда, с сахалинский музеем я мог и пролететь. Я вернулся в Южно-Сахалинск из Корсакова ближе к вечеру, к закрытию.
Подошел к площадке с техникой — закрыта на замок. Залы экспозиции в ДК Железнодорожников тоже. Охранник пояснил, что сотрудник ушел на селекторное в отделение дороги, а после ему предстоят срочные сборы в командировку в Хабаровск, поэтому он может и не вернуться. Я уже было расстроился, но меня спас звонок охранника: спустя десять минут добродушный смотритель музея на мою радость принял меня и запустил на площадку с техникой. Ура!

1. Начнем осмотр экспонатов. Сразу обращает на себя внимание горнопроходческий щит внушительных размеров

Музей истории железных дорог Сахалина

2. Любопытная конструкция, смонтированная в 1993 году по проекту "Ленгипротрансмост". Щит позволяет проводить реконструкцию тоннелей под сетевой габарит приближения строений "С", не прерывая движение поездов. С его помощью в 1994-2008 годах были "расширены" два действующих тоннеля №№24 и 21 японской постройки.
Музей истории железных дорог Сахалина

3. Известно, что железная дорога на Сахалине появилась стараниями японцев — за 40 лет владения югом острова они подвели линии практически к каждому крупному населенному пункту. Советский Союз впоследствии лишь расширял сеть, по большей части на нефтеносный север острова.
Однако, есть и экспонат, не связанный с историей сахалинской ж.д. сети. Он и другого стандарта колеи, 750 мм:
Музей истории железных дорог Сахалина

4. Паровоз №4-78 в 1940-1945 гг. работал на севере острова, принадлежавшем СССР и до войны, на небольшой углевозной ветке, в заброшенном сегодня поселке Агнево-Рудник. В 2008 году после реставрации доступен для осмотра сахалинцами и туристами
Музей истории железных дорог Сахалина

5. Тепловоз ТУ7-015 постройки Камбарского машиностроительного завода 1988 года. Он тоже работал на линии колеи 750 мм, но другой: Ноглики — Оха.
Музей истории железных дорог Сахалина

6. Ведомственная железная дорога связывала рельсовой нитью центр сахалинской нефтедобычи — Оху — с сетью МПС, позволяя организовать перевозки с промышленными центрами и портами юга, правда, с перегрузкой в Ногликах. Для длинномерных и тяжеловесных грузов, поступающих в Оху морем, была возможна перевалка из порта Москальво в "широкие" вагоны колеи 1520 мм — действовала и такая 34-километровая соединительная ветвь.
Впрочем, она могла быть реконструирована на "сахалинский" стандарт — в конце 80-х рассматривалась возможность передачи линии Ноглики — Оха в состав Сахалинского отделения ДВЖД МПС с последующей перешивкой на 1067 мм.
Музей истории железных дорог Сахалина

7. Этим планам не суждено было сбыться. Сугубо убыточная ведомственная линия была окончательно закрыта в 2008, часть подвижного состава передана в формировавшийся тогда музей в Южно-Сахалинске.
Музей истории железных дорог Сахалина

8. Платформа:
Музей истории железных дорог Сахалина

9.
Музей истории железных дорог Сахалина

10. Думпкар (вагон-самосвал) и крытый вагон
Музей истории железных дорог Сахалина

11. За забором — будни станции Южно-Сахалинск. Вид узкой колеи не позволяет избавиться от ощущения игрушечности :)
Похоже, что как раз готовили в рейс состав пассажирского поезда №603 на Ноглики.
Музей истории железных дорог Сахалина

12. На Сахалине и пригородными, и дальними пассажирскими перевозками занимается одна компания — ПК "Сахалин". Хорошо хоть здесь не додумались до этого нелогичного разделения!
Музей истории железных дорог Сахалина

13. Продолжим с музеем.
Путевая машина для одиночной смены шпал МПРП-С 1996 года постройки.
Музей истории железных дорог Сахалина

14. Подозреваю, что здание склада или мастерских тоже может быть историческим, еще японским.
Музей истории железных дорог Сахалина

15. Гордость музея — вагон дизель-поезда "Киха" 1963-го года. Эксплуатировался в Японии до 1978, позднее законсервирован, в 1993-м передан в дар Сахалину, где вновь использовался для перевозки пассажиров до 2000-го.
Проблема музея — вандализм. Круглосуточная охрана площадки — удовольствие слишком дорогое, а в результате страдают экспонаты. Технику просто не успевают приводить в порядок после очередного разгрома
Музей истории железных дорог Сахалина

16. Свет был кошмарный, так что удачных снимков немного, уж извините
Музей истории железных дорог Сахалина

17. Семафор. Где-то этот примитивный вид сигнализации применяется и сегодня
Музей истории железных дорог Сахалина

18. Снегоочиститель "Паровой ротор", построен в Японии в 1936 году. Работал аж до 1995-го — вот это техника!
Без специальных машин по очистке и уборке снега зимой на железной дороге никак, но в условиях муссонного климата Сахалина с обильными осадками это особенно актуально.
Музей истории железных дорог Сахалина

Брат рассказывал историю, наглядно иллюстрирующую характер местной зимы.
В разгар метели 70-летняя бабулька вышла на балкон затянуться сигареткой. Ураганным ветром ее сдуло с 4-го этажа, представляете! Все могло закончиться плачевно, но обошлось лишь травмами: трехметровые сугробы спасли пенсионерке жизнь. Правда, из-за них же к дому не могла подъехать скорая — несчастную доставили в больницу в ковше погрузчика.

19. А этот агрегат — снегоочиститель шнекороторный на базе секции тепловоза ТГ16 — сделан умельцами локомотивного депо Южно-Сахалинск в 1983.

Музей истории железных дорог Сахалина

20.
Музей истории железных дорог Сахалина

21. Японский снегоочиститель "Вадзима" 1939-го — высота очищаемой полосы 2,2 метра, ширина при раскрытых крыльях — 4,6 метра.
Музей истории железных дорог Сахалина

22. Я поначалу подумал, что "Вадзима" — это название бывшей станции дислокации
Музей истории железных дорог Сахалина

23.
Музей истории железных дорог Сахалина

24. Цистерна (среди железнодорожников — "бочка") колеи 1067 мм, построена в 1954-м.
Музей истории железных дорог Сахалина

25. И напоследок — "крытьё", как вагон такого типа называется на железнодорожном жаргоне
Музей истории железных дорог Сахалина

26. В помещении музея всего 2 зала, экспозиция небольшая.
Разговорился со смотрителем, рассказал о своей работе — как оказалось, он тоже бывший движенец.

Есть замечательная рисованная карта железных дорог юга острова. В советские годы каркас сети формировали две меридианальные линии: Корсаков — Ноглики вдоль восточного побережья, Холмск — Ильинск вдоль западного и две соединительные ветви: новая, Арсентьевка — Ильинск, в узкой средней части острова и старая японская Южно-Сахалинск — Холмск, так называемый Хосинсэн. Вот она, вьется лентой тоннелей:

Музей истории железных дорог Сахалина

Живописная перемычка, как и многие тупиковые линии, была закрыта в тяжелые 90-е. Но кое-что от уникальной японской дороги сохранилось — мне удалось побывать на Чёртовом мосту близ Холмска, о нем в одном из следующих репортажей серии.

27. Судя по летописи, лучшие годы Сахалинской дороги позади. В советское время рос грузооборот, обновлялась инфраструктура

Музей истории железных дорог Сахалина

28. Важным событием в жизни островной магистрали стал запуск в 1973 году первой очереди паромной переправы Ванино — Холмск, связавшей Сахалин с остальной сетью страны.
Первоначально предусматривались перегрузочные мощности — затем нашли более логичное решение, позволившее сэкономить время на доставке грузов и обеспечить их сохранность, всегда страдающую при перегрузе: широкие вагоны просто стали переставлять на тележки колеи 1067 мм.
Однако, по этой причине грузовое движение на линии Холмск — Южно-Сахалинск прекратилось — по узким японским тоннелям вагоны с материка пройти не могли. Впоследствии этот фактор и вовсе "убил" линию. Но об этом подробнее в соответствующем посте.
Музей истории железных дорог Сахалина

Сегодня дорога живет перешивкой на российский стандарт. В свое время это решение подвергалось критике — дескать, зачем это дорогостоящее мероприятие изолированной островной линии. Тогда это объясняли нехваткой подвижного состава.
Читаются и стратегические цели — так, работы по реконструкции участков активизировались в связи с возможным началом проектирования моста с материка. Эксперты утверждают, что он имеет смысл только в увязке со строительством тоннеля на Хоккайдо, иначе вложенные средства никогда себя не оправдают.

29. И немного экспонатов.
Подстаканники фирменного поезда "Сахалин"

Музей истории железных дорог Сахалина

30. Локомотивные радиостанции трех поколений
Музей истории железных дорог Сахалина

31. Хвостовые сигнали и фонари
Музей истории железных дорог Сахалина

32. Мой вердикт: транспортным фанатам и всем интересующимся историей железной дороги — к посещению обязательно!
Музей истории железных дорог Сахалина

© Иван Васильев