Заградительные аэростаты

Заградительные аэростаты Mk-VII на подступах к Лондону

Вторая мировая война стала испытательным полигоном для многих изобретений и существенно продвинула вперёд всякоразные технологии. В области одной только авиации рывок произошёл колоссальный.

----------------------<cut>----------------------

Сравните довоенные самолёты и послевоенные — земля, извините за каламбур, и небо. И даже немного удивительно, что против авиации, против этого динамично развивавшегося технологичного рода войск почти все воюющие стороны использовали изобретение XVIII века — аэростаты. Однако факт — использовали. Конечно, аэростат не истребитель и представить себе воздушный бой, в котором с одной стороны участвует самолёт, а с другой, грубо говоря, воздушный шар, затруднительно. То есть, представить можно, если с фантазией порядок, но в реальности таких боёв не было, если не считать расстрелов самолётами аэростатов наблюдения и их пилотов. Аэростаты заграждения можно сравнить не с боевыми машинами, а скорее с морскими якорными минами. Как и те, они были заякорены и плавали, правда, не в воде, а воздухе, ожидая, когда враг сам на них натолкнётся. Вопрос: зачем ему, врагу, это делать? Он что — слепой? Нет, не слепой, но смотрите: чтобы точно отбомбиться по цели, бомбардировщикам приходилось лететь невысоко. Так и цель лучше видно, и бомбу направить проще — с большой высоты попасть бомбой в цель было в то время довольно сложно. А на самой удобной для бомбометания высоте — целый лес этих самых чёртовых аэростатов. Вот и приходилось лётчикам выбирать — либо подниматься совсем высоко и бомбить как попало, либо, пытаясь отбомбиться-таки прицельно с правильной высоты, рисковать зацепиться за аэростат или его трос и погибнуть.

Первыми, ещё в Первую мировую, аэростаты заграждения стали использовать англичане. Это были группы по три аэростата, отдалённых друг от друга на 450 метров и соединенных тросами. С их помощью британцы защищали Лондон от немецких аэропланов.

Заградительные аэростаты

Британский аэростат заграждения. Первая мировая война

Обобщив опыт, полученный в Первую мировую, во Второй мировой англичане стали использовать аэростаты заграждения массово, поднимая их в воздух до двух тысяч штук за раз. Над наиболее важными объектами аэростаты висели постоянно.

Вот, например, аэростат над Тауэр Бридж:

Заградительные аэростаты

Аэростат над Тауэр Бридж, Лондон. Вторая мировая война

Двадцать метров в длину и больше восьми метров в диаметре. Зайти на бомбометание по мосту в обход этой дуры было практически невозможно.

Известно, что по Лондону фашисты били не только бомбовыми ударами, но и крылатыми ракетами ФАУ-1. Аэростаты помогали и тут. Вот, например, аэростат, трос которого выдержал удар ракеты ФАУ. Обломки последней валяются рядом, а аэростат только слегка перекозябило:

Заградительные аэростаты

Аэростат Mk-VII и обломки задержанной им ракеты ФАУ

Крыло ракеты ФАУ-1, перерезанное тросом аэростата:

Заградительные аэростаты

Крыло ракеты ФАУ-1, перерезанное тросом аэростата

А вот 1944 год — аэростаты заграждения прикрывают высадку союзнических войск в Нормандии:

Заградительные аэростаты

Заградительные аэростаты

6 июня 1944 г. Аэростаты заграждения прикрывают высадку союзников в Нормандии

Немцы, насмотревшись на англичан, тоже пытались использовать аэростаты заграждения.

Заградительные аэростаты

Немецкий аэростат заграждения. Вторая мировая война

Однако гораздо больше их интересовало, как бы обезопасить свои самолёты от аэростатных тросов. Чего только ни придумывали — и пиропатроны на крыльях, и подвижные лезвия, но наиболее надёжными считались так называемые параваны — штуки из натянутых от носа фюзеляжа к концу крыла тросов или конструкции из гладких металлических прутьев, не позволяющие тросу аэростата за что-нибудь зацепиться, сбрасывающие его. Помогало, впрочем, слабо, потому что, когда летящий самолёт сталкивается с чем-то пусть даже по касательной, хорошего от этого самолёту мало. Вот, например, бомбардировщик Heinkel, оборудованный параваном, но всё равно получивший в столкновении серьёзные повреждения:

Заградительные аэростаты

Бомбардировщик Heinkel, оборудованный антиаэростатным приспособлением

Ещё самолёты с противоаэростатными примочками:

Заградительные аэростаты

Dornier Do 17 M с параваном

Заградительные аэростаты

Junkers Ju 88 A с параваном

Наиболее эффективно аэростатная противовоздушная защита была реализована советскими войсками в Москве и Ленинграде. Наши увешивали аэростатами всё небо над главными городами страны в шахматном порядке. Чтобы поднять «потолок» (максимальную высоту подъёма), аэростаты пускали по два — тандемами. Дело в том, что трос, к которому привязан аэростат, имеет вес. И, скажем, три километра троса — это очень много и тяжело. Неся на себе такую тяжесть, аэростат не может подняться слишком высоко. Три километра — предел. А наши делали так: два километра троса несёт один аэростат, а над ним — ещё два километра — второй. Таким образом потолок сети аэростатного заграждения подняли до четырёх километров. А для верности на каждый аэростатный трос вешали мину. Когда самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу и — бам! — до свидания. Некоторые аэростаты были также оборудованы тормозным парашютом: когда в трос влетал фашист, аэростат от троса отшибало и швыряло в свободный полёт. Одновременно открывался широкий тормозной парашют, который и создавал то самое сопротивление, которое резало самолёту крыло. Улетевший аэростат продолжал мешать самолётам противника маневрировать, а когда из него утекала часть водорода, приземлялся и мог, в принципе, быть использован повторно.

Заградительные аэростаты

Схема работы советского аэростата воздушного заграждения

Аэростаты воздушного заграждения над Москвой:

Заградительные аэростаты

Аэростаты воздушного заграждения над Москвой

Аэростаты заграждения после ночного дежурства возле Исаакиевского собора, Ленинград:

Заградительные аэростаты

Аэростаты заграждения после ночного дежурства возле Исаакиевского собора. Ленинград

Заградительные аэростаты

Противоаэростатные ракеты Le Prieur. Первая мировая война

Только с конца августа 1941 года до окончания битвы за Москву не менее 120 немецких самолётов были порезаны аэростатными тросами и таким образом сбиты. Ещё 35 самолётов были уничтожены подвешенными к аэростатам минами.

Не в последнюю очередь именно аэростаты заграждения заставили авиаконструкторов воюющих сторон особенно усердно думать над тем, как заставить самолёты летать выше и бомбить прицельно с большой высоты. Такие вот огромные, неповоротливые и опасные двигатели прогресса.